Персональный сайт Смеречук Т.Я.

Проект на тему: «Волшебная капелька»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя 

общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области 

им. Л.Г. Венедиктовой Структурное подразделение Детский сад – 

школа №8

                 Проект на тему: «Волшебная капелька»

90bacd69590bb4e929c3afdda67335d1.jpg

Тип проекта: информационно-исследовательский. 

Автор проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории 

Смеречук Татьяна Ярославовна

Участники проекта: Педагоги – воспитатель группы, дети второй младшей 

группы, родители.

Вид проекта: краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц.

                               Нам говорят: «Экологический проект - немного сложновато...

                                                          Какой проект осилят маленькие ребята?»

                                                          Для наших дошколят проект - пока игра,

                                                       Но ждать совсем недолго - наступит их пора. 

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее 

физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -

эстетическое, социально-личностное развитие детей.. Наиболее 

эффективный способ реализации задач экологического образования - 

это организация  проектной деятельности. Экологическое воспитание 

дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей

 по двум направлениям: формирование экологических знаний и 

экологически правильного отношения к природным объектам. 

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру 

природы, необходимо дать им определенные знания о живой и 

не живой природе. Участники проекта дети второй младшей 

группы и мир вокруг них удивителен и разнообразен. Ежедневно 

дети получают новые представления о живой и неживой природе, 

их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, 

развивать их познавательную активность. 

А сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые 

представления о воде складываются в младшем дошкольном 

возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно 

разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. 

И тому подтверждение – их любознательность, постоянное 

стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить 

решение в проблемной ситуации.

Главное достоинство применения метода экспериментирования 

в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах 

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами 

и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются 

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость 

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, 

обобщения. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет

 об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Детское экспериментирование важно и для формирования

 самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы 

и явления для достижения определенного результата. В процессе 

экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется 

здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. 

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на 

методах наглядных и практических, в работе с детьми необходимо уделять 

большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений

 и экспериментов с объектами живой

 и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, 

в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. 

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического

образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального

природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью

формирования культуры природопользования, в частности, воспитания 

бережного отношения к воде, в младшей группе был разработан проект 

«Волшебная капелька» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, практически-

деятельностного, эмоционально- нравственного отношения к воде как 

одному из источников жизни на Земле.

Задачи проекта: Формировать систему элементарных научных экологических

знаний,доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Неживая 

природа – вода»; развивать познавательный интерес к миру; сформировать

первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного 

для природы и для самого ребенка поведения; обеспечение психологического

благополучия и здоровья детей; развитие эмоциональной отзывчивости на 

музыкальные и литературные произведения, понимание содержания, средств

выразительности; формировать в детях эмоционально-радостное ощущение

от активного участия в совместной коллективной работе.

Этапы проекта:

1. подготовительный этап.

2. основной этап.

3. заключительный этап.

                           Реализация проекта

1. Подготовительный этап

- Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

- составлен список необходимого оборудования,

- разработан план-график работы, подготовка методической и художественной литературы, дидактических игр по теме проекта.

- Приобретены необходимые принадлежности для практических занятий.

- Изготовила картотеку опытов.

2. Основной этап:

  Двигательная деятельность                                                                                                                               

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: производить действия по сигналу воспитателя.

Указания взрослого:

- Солнышко светит, нам очень весело и мы радуемся. Когда идет дождик, 

мы должны спрятаться!

Воспитатель поднимает фигурку солнышка.

Солнышко, покажись!

(дети бегают, кружатся)

Красное, покажись!

(радуются)

Дети радуются,

Весело пляшут.

Воспитатель поднимает зонтик. Дети приседают.

0e46ce75594fa8e4c80d835efa9cd01b.jpg

Восприятие художественной литературы

Беседа «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных 

суши.

Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на 

улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и 

талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. 

Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? 

– Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится 

меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. 

В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера.

 В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

45b961849de4b99ceb2bf759c96ec309.jpg

Беседа «Где живет капелька (вода)?» 

Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход беседы: Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – 

море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она 

поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, 

становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. 

Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой

 домик «море». Понаблюдать за испарением воды. Объяснить детям, откуда 

берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой 

путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, 

потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после 

очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. 

Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не 

будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо 

экономить, всегда закрывать за собой краны.

Стихи о воде

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! 
В луже, в море, в океане 
И в водопроводном кране. 
Как сосулька, замерзает, 

В лес туманом заползает. 
На плите у вас кипит. 
Паром чайника шипит, 
Без нее вам не умыться, 
Не наесться, не напиться! 
Смею вам я доложить: 
Без воды нам не прожить! (Н. Рыжова )

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

(Светлана  Олегова)

Сказка о дожде. 

- Расскажи мне сказку …

- Сказку? И какую же? Про волшебников или про драконов?

 - Нет, другую, новую, которую ни разу не рассказывала … Про другое сказку …

- Про другое? И про что же? - Про дождь …

 - Про дождь? Ну что ж, хорошо – пусть это будет сказка о дожде. 

Давным-давно, в одном волшебном городе, жил дождь. Точнее, дождём 

он стал не сразу – вначале он был всего лишь маленьким дождиком. Он 

родился в облаке, вот так вот раз – и появился, потянулся и стал жить в 

своём маленьком облачке … - А ему не тесно было в маленьком облачке?

 - Нет, не тесно – дождик-то тоже был маленький, просто крохотный, 

не забывай, что он только-только родился! Так вот, дождик недолго 

просидел в своём домике-облачке, он был весьма любопытный, и на месте 

ему никак не сиделось. Поэтому он спустился поскорее на землю и стал 

путешествовать …

- А как спустился? И как путешествовал? И разве дождики сами решают, 

когда им на землю спускаться?

 - Спустился, как все дожди спускаются – пролился на землю, и всё. 

Путешествовал тоже, как обычно – в ручейке, и не забывай – это сказка 

о дожде! Поэтому наш дождик был очень самостоятельный и сам решил, 

что ему пора бы на землю спуститься. Дальше рассказывать?

 - Конечно!

 - Так вот, брызнул наш дождик, спустился на землю с неба и стал маленьким

 ручейком, который потёк далеко-далеко … По дороге он встретил сначала

 котёнка и балуясь, замочил ему лапки.

Котёнок фыркнул и отскочил в сторону, спросил: «Ты чего меня обижаешь?

 Мама сказала, что я ещё маленький и меня нельзя обижать!».

«Извини» — ответил ручеёк, он же дождик.

 – «Я не хотел тебя обидеть, просто решил поиграть, я ведь тоже маленький, 

я здесь ещё первый день!». « Ааа! Ну, тогда давай играть».

 И они стали играть, ручеёк брызгал на котёнка водой, тот фыркал и 

отскакивал в сторону.

 
- А разве котята умеют говорить? С дождиками?

 - Ты снова забываешь, что это сказка …

 - Да-да! О дожде! Дальше! - Дальше? Ну, а что же дальше? Дальше дождик 

рос, плыл себе, плыл, иногда возвращаясь ненадолго на небо, но потом снова

 спускался на землю, находил себе новых друзей, знакомился с разными 

зверятами и людьми. И становился всё больше и сильнее, ручеёк, в котором 

жил дождик, разливался всё шире и шире, вскоре он стал уже не ручейком, 

а маленькой речкой, потом большой рекой. И в конце-концов река впала в 

море, и дождик встретился с такими же дождями, как и он. Вот.

 - Странная какая-то сказка о дожде. Как будто и не сказка, а … ну, 

просто рассказ про дождик. Я же знаю, откуда берутся дождики и как они

в море попадают …

А я просила сказку …

Я сама придумаю, это будет настоящая сказка про дождь!

 - Ну что ж, придумай. - Жил-был дождик и он очень хотел стать волшебным, 

а был самый обычный. А для того, чтобы стать волшебным, ему нужно было 

попасть в волшебную страну. А до неё было очень далеко и добраться туда 

было очень трудно! Но дождик был смелым и упрямым, он поплыл в облаке

 по небу в сторону волшебной страны. Но однажды ночью ему пришлось 

попасть на землю, потому что была гроза, и дождику пришлось пролиться 

из своего облака. А с земли он попасть не мог в волшебную страну. Ему 

нужно было снова добраться до своего облака. Ну, или хотя бы до 

какого-нибудь другого … И он стал собираться в лужи, которые высыхали

 под летним солнышком. Ещё он стал каплями росы, которые тоже 

испарились от солнца и попали на небо. И вот когда весь дождик по 

отдельности снова собрался в облаке, облако поплыло в волшебную страну. 

Но по пути дождику много раз пришлось проливаться на землю. Он совсем 

отчаялся и уже не надеялся попасть в волшебную страну. И вот он встретил 

старого-старого человека, который был волшебником, потому что умел 

разговаривать с природой. И этот волшебник сказал дождику, что ему 

не нужно в волшебную страну, он сам может быть волшебным дождём, 

если очень постарается. Вот такая сказка о дожде.

Изобразительная деятельность: Лепка (соленое тесто) 

Тема: «Рыбки плавают в аквариуме».

Цель:Формирование интереса к работе с соленым тестом. 

Задачи: Продолжать формировать умение детей отщипывать 

маленькие кусочки соленого теста от куска и скатывать из 

них шарики. Надавливать указательным пальцем на шарик, 

прикрепляя его к основе. Углублять знания детей о жизни рыб. 

Развивать память, мышление, внимание, речь, мелкую 

моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к природе и 

отображению впечатлений.

Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку:

Блещет в реке чистой

Спинкой серебристой.

Кто это? (Рыбки)

Основная часть.

Сейчас давайте поиграем: я буду произносить чистоговорки, 

а вы будете повторять за мной.

Да-да-да-у рыб в воде беда.

Да-да-да-кит плывет сюда.

Рассматриваем иллюстрации рыбок

- Ребята, посмотрите какие части тела есть у рыб и какой формы? 

(У всех рыбок есть туловище овальной формы, треугольные 

плавнички и хвост, покрытые чешуйками,глазки, рот) .

- А по размеру какие рыбки бывают? (Большие и маленькие) .

- Рыбки одинаковые по цвету? (Обращаю внимание на расцветку 

рыбок: яркую, красивую).

- А в каком направлении они плавают? (Рыбки плавают в разные 

стороны: вверх, вниз, вправо, влево) .

- Ребята, а без чего не может жить рыбка? (Это вода) .

- Вы знаете, где живет рыбка? (В речке, в море, в аквариуме) .

- Итак, у рыбки есть туловище, хвост, плавники, глазки, рот; 

она покрыта чешуйками. Рыбки бывают большими и маленькими,

 разноцветными, пятнистыми, полосатыми. Они плавают в воде 

в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево.

Еще в аквариуме могут находиться водоросли, камушки, грунт, 

где может прятаться рыбка.

- А вы хотите создать собственный аквариум и поселить в нем рыбок?

Объяснение приемов работы.

У нас на столе лежат разные рыбки. Внимательно посмотрите, 

чего нет у наших рыбок? Правильно, нет чешуек. Мы вместе 

украсим наших рыб разноцветными чешуйками. 

Лепить их будем из соленого теста. Отщипываем маленький 

кусочек теста от большого куска. Затем скатываем из него шарик.

 Надавливаем указательным пальцем на шарик, прикрепляем его 

к рыбке. Получаются чешуйки.

Рефлексия.

Молодцы! Какие же красивые рыбки у вас получились! 

Вы знаете, где живет рыбка? c4b59eb60f86fa7f4caca8b214bb2b03.jpg

 Спинкой серебристой. Кто это?     

80c78ccf9679ca903e53ca1a1f7f5176.jpg

Мы вместе украсим наших рыб разноцветными чешуйками.

bbca4663d00d4c40e25464606a73eac7.jpg

Молодцы! Какие же красивые рыбки у вас получились!

6062934304e18e59e700c12147a4d143.jpg

Изготовление коллективной аппликации «Аквариум – дом для рыбки»

47e9c6a192edd216fc6acb6e1114577b.jpg

Посмотрите, в аквариуме находятся водоросли, камушки, грунт, 

ракушки, где может прятаться рыбка. А вы хотите поселить в нем 

своих  рыбок?

9f986d7a288a810e80b9bbb880d5a6d3.jpg

Все рыбки поместились в нашем аквариуме. Теперь они могут плавать в 

разные стороны: вправо, влево.

643713a75c3e866663c91b18c937aa08.jpg

Экспериментальная деятельность 

Опыт «Вода может литься, а может брызгать»

f142a8ff7bc459418eed183751c8d6bc.jpg

4de1bfe02419d9b336767032e12f6e34.jpg

Опыт «Какие предметы держатся на воде?

67ee0a318c8b4dcef34315fecc78ca7e.jpg

Дети начинают опускать на воду один предмет за другим.

e024d23c16389dfbfce3675aefcc93dd.jpg

Вывод: не все предметы держатся на воде, на поверхности воды 

плавают легкие предметы, более тяжелые -  тонут.

Опыт «Руки станут чище, если помыть  их водой»

Необычное сегодня рисование-нет кисточек, нет бумаги. Будем рисовать 

пальчиком на ладошке.

6f5035941094111052388e47e9a00a9e.jpg

В результате ладони стали грязными!!! Подуем на ладошки. Стали чище? Нет.

caec46fe49d713a4bead4b0a92d4e196.jpg

Вытрем салфеткой. Чистые? Нет. Что же делать? Надо помыть водой.

8a99cd4294051cbba86310e6e789dd76.jpg

ccc2ed2361b415442a5fcf1458aa444b.jpg

 О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.) 

3. заключительный этап:

- Распространение опыта в детском саду

- Участие в конкурсе проектов ДОУ

 Ожидаемый результат:

- Самоутверждение личности ребёнка: снятие зажима, скованности.

- Формирование знаний детей о свойствах  воды и её роли для окружающего мира.

- Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.

- Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

7 ноября 2020 в 15:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.