Персональный сайт Смеречук Т.Я.

Доклад "Игра – это путь к познанию ребенком самого себя"

«Игра – это путь к познанию ребенком самого себя»

 «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворить,

надо ему не только дать поиграть, но и пропитать

всю его жизнь игрой. Вся его жизнь — это игра»,

 А. С. Макаренко.

          ФГОС ДО говорит нам тоже о том, что основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. И никто не сможет это опровергнуть, ведь действительно жизнь ребенка — это игра. Она является всесторонним средством развития детей. Поэтому мы с вами в работе с детьми стараемся, чтобы игра была не случайным явлением, а формой организации жизни детей во всех видах деятельности.

           Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.  

Целью данной области является:

Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

Задачи:

·       Формировать сенсорные способности

·       Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную)деятельность

·       Формировать элементарные математические представления

·       Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.

          Чтобы реализовать все задачи в полной мере в своей работе, я использую  различные виды игр.  В центре познавательной деятельности группы имеются разнообразные дидактические игры, которые пополняются в зависимости от возраста детей. Конечно же в рамках ограниченного времени рассказать обо всех играх невозможно, но разрешите представить вашему вниманию некоторые из них.

6e7efb863cc66cac30370a8dad2eaf7e.jpg

            Первое условие успешного развития интеллектуальных способностей детей – это ранее начало их использования(начиная с младшего дошкольного возраста). Самые первые игры, которые я  использую в работе с детьми младших группах детского сада  – это вкладыши и рамки.  Есть различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки со шнуровкой).          

f837cd51b777e3b630dda0a67b50f8da.jpg

Дети с удовольствием играют в такие игры, они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией - названием фигур. Использовать их можно и для овладения навыка владения карандашом при обведении границ фигур, развивает умение увидеть линии контура, а так же для сравнения по цвету, размеру и форме.  

                И ещё одна игра, представленная вашему вниманию, о которой хотелось бы рассказать, это «Цветные палочки Кюизенера». На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет,размер, форма. На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов. Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине., выкладывают лесенки  от большего к меньшему.      Наряду с играми фабричного изготовления, в группе младшего возраста я использовала  игры на сенсорное развитие, сделанные своими руками.

 Это - «Почини коврик», «Наряди елочку», «Помоги бабочке найти цветочек», «Прищепки», «Найди пару» и т.д. А закрепить знания цвета и формы помогут подвижные игры «Найди свой домик», домиками могут служить обручи разного цвета, а также геометрические фигуры.

67aef73b9eda8393452693f860c9d54e.jpg


bf8d6f3027742b64a11a105bcde956eb.jpg

              В среднем и старшем дошкольном возрасте игры усложняются, к сенсорным эталонам добавляются  игры на развитие целостного восприятия,развитие способностей  к анализу и синтезу, на формирование элементарных математических представлений:

·       «Логические блоки Дьенеша»- эта игра помогает наиболее доступно и интересным образом выяснить свойства фигур, способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений. Основная цель игры – научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам, т.е выявить их, назвать и удержать в памяти 1,2,3,4 свойства по цвету, размеру, форме и толщине.;        

·       «Геоконт»-использование этой игры  со схемами в системе  развитие, предполагающее умение наблюдать и сравнивать,сопоставлять и делать простейшие обобщения. В нашем методическом кабинете имеется авторский образец этой игры. В группах мы изготовили ее с помощью родителей,а практическое применение вы наблюдали сегодня;

b320c0f31b8ca369ac0232f2fd8a37cf.jpg

·       «Танграм»- ее называют «Головоломкой из картона». Это квадрат, разрезанный на разные геометрические фигуры по определенной схеме.  Используя все 7 частей,присоединяя плотно их одну к другой, можно составить много различных изображений по предлагаемым образцам и по собственному замыслу.  Работу с этой игрой начинаем с выкладывания различных видов полосок из 2-3 фигур с последовательным усложнением.

7a2d10b0ceb8e01e4eb303946ae3b7e5.jpg

          Благодаря использованию в работе с детьми проектной деятельности в группе появляются новые игры. Например проект«Эти волшебные крышки» при активном участии родителей увеличил количество игр по познавательному развитию:

·       «Составь картинку» - формировать умение детей быстро ориентироваться; делить изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать усидчивость;

31518b9f38e1836d8f73467b00569201.jpg

·       «Самая высокая башня» -  способствует познавательному развитию, цветом можно играть, составлять башни разной высоты;

03b85529b8d0c8eba54ebbcda58fbbe0.jpg

·       «Конопушки» - формировать знания о цифрах от 1 до 6,упражнять в счете, развивать математические способности детей.

5781324a68bd9ec0a2a91829ebb9d7e9.jpg

           Реализация задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора дошкольников должна опираться на возрастные особенности. Игры и занятия для детей младшего возраста должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами из центра природы (песок, вода, тесто и пр.). В дальнейшем правильно организованная опытно-экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, так как центр экспериментирования дополнен предметами различной величины, формы, веса (крупные бусины, яйца из киндер-сюрпризов, разноцветные камни, магниты).

В достаточном количестве «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда, измерительными приборами(компасы, различные линейки, песочные часы, мерные колбы). Дети имеют возможность просматривать познавательные книги, тематические альбомы,пользоваться карточками-схемами для самостоятельного проведения экспериментов.

          Ознакомление с социальном миром имиром природы реализуется за счет разнообразия дидактических игр. Так же есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. И это сюжетно - ролевая игра.

В сюжетно - ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы —магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

             Для  ознакомление с  временами года и природными явлениям и мне очень помогают платочные куклы из центра театрализованной деятельности,изготовленные своими руками.

Куклы выполнены в цветовой гамме, каждый цвет которой соответствует определенному времени года:зима-голубой, весна-зеленый, лето-красный, осень-оранжевый. Начиная с младшего возраста знакомство с временами года происходит на уровне запоминания цвет и определения. Далее, чтобы закрепить знания можно провести подвижную игру«Времена года», где дети по сигналу воспитателя «Зима…Весна…Лето или Осень»бегут к ребенку, на котором соответствующая кукла. В старшем возрасте дети уже могут принять на себя роль любого времени года и рассказать о природных явлениях. Игры могут меняться в зависимости от развития воображения воспитателя и детей.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

         И закончить свое выступление мне хочется словами известного всем писателя и педагога Василия Александровича Сухомлинского:    

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»                                                                                

Спасибо за внимание!

20 января 2019 в 19:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.